История Ялты

История Ялты

 

Вблизи города археологи обнаружили предметы, относящиеся к каменному и бронзовому векам. В старой части Ялты, на склоне Поликуровского хол­ма и на окраинах города, были найдены «каменные ящики» — захоронения тавров, древнейших жителей южного побережья.

 

В Ялте во время строительных работ частенько на­ходят предметы и периода средневековья. В средние века здесь было довольно значительное поселение, которое называли Джалитой. Самое раннее упоминание о Ялте (Джалите) встре­чается в описании побережья Крыма в середине XII в, (1145 г.).

 

В XIII веке на южное побережье проникают вене­цианцы, а затем генуэзцы. В документах и на картах XIV в. Ялта именуется Ялитой, Каллитой, Гиалитой и Эталитой.

 

Первое дошедшее до нас описание Джалиты встре­чается в «путеводителе» по крымскому побережью, который составил в 1154 г. известный арабский путе­шественник Аль-Идриси. В XIV-XV вв. Ялта входила в состав княжества Фе- одоро, населенного народностью, исповедовавшей христианство. Переходила к генуэзцам и снова отно­силась к Феодоро.

 

В XIV-XV вв. Ялта входила в состав кня­жества Феодоро, населенного народ­ностью, исповедовавшей христианство.

 

С 1475 по 1774 год Ялта входила в провинцию, находившуюся в личном владении турецкого султана. В этот период она переживает некоторый упадок и к концу XVIII века представляет собой небольшую ры­бацкую деревушку. Располагалась она в нижней части Поликуровского холма, на мысе Иоанна. Сейчас на этом месте находится морской вокзал.

 

После включения Крыма в состав России (1783 г.) земли теперешней Ялты были отданы крупным по­мещикам «для разведения лимонных, апельсиновых, оливковых и других деревьев». Деревня медленно начала расти, хотя отсутствие дорог сильно тормози­ло ее развитие.

В год присоединения Крыма к России здесь располагались всего 13 домиков и военный ре­дут, сооруженный А. В. Суворовым в 1771 году. В 1823 г, генерал-губернатором Новороссии, в со­став которой входил и Крым, был назначен М. С. Воронцов. Он создал в Алупке и Массандре промыш­ленные винодельческие хозяйства.

 

В развитии виноградарства, распространении суб­тропических декоративных и плодовых деревьев на Южном берегу большая заслуга принадлежала Ни­китскому ботаническому саду, созданному близ Ялты в 1812 г.

 

В двадцатых годах XIX века Ялта была соедине­на шоссейной дорогой с Симферополем, в тридца­тых — с Севастополем. В 1838 году получила статус города и стала центром нового Ялтинского уезда. Однако еще до 60-х годов всю ее западную часть занимали виноградники и табачные плантации.

 

Ак­тивно застраиваться Ялта начала лишь в 70-х годах, особенно после постройки железной дороги Лозовая-Севастополь в 1873 году. 23 марта 1838 года согласно повелению императора был принят и соответствующий указ сената: «Приняв во внимание особенное местное положение южного берега полуострова Таврического, быстрое возраста­ние там населения и приметное между жителями распространение промышленности, признали мы за благо, для устранения неудобств, происходящих от накоп­ления дел в присутственных местах уезда Симферопольского, учредить в Таврической губернии новый уезд: из части Симферопольского уезда составить новый уезд под названием Ялтинского, переименовав местечко Ялту городом». Новоиспеченному городу выделялось чуть больше семи десятин земли.

 

В 1843 году был учрежден первый план Ялты. Здесь уже была Набережная, а на одной из центральных улиц — Елизаветинской — стояли тридцать домов, в которых проживали 224 человека.

 

В 1843 году был учрежден первый план Ялты. Здесь уже была Набережная, а на одной из центральных улиц — Елиза­ветинской — стояли тридцать домов, в которых проживали 224 человека.

 

После того как в 60-х годах девятнадцатого сто­летия профессор С. П. Боткин нашел климат Юж­ного берега Крыма целебным и рекомендовал царю приобрести здесь дачу (впоследствии ею стала Ли­вадия), о Ялте впервые заговорили как о курорте.

 

На рубеже XIX и XX вв. об этом городе говорят уже как о «русской Ривьере». К тому моменту здесь насчитывалось более тысячи домов с более чем двадцатью тысячами жителей. Однако основа существующего курортно-санаторного комплекса была заложена в 20-30-х годах XX века, когда на Южнобережье развернулось строи­тельство здравниц.

 

На основе национализированных гостиниц, пансионов, дач организуются санатории. К лету 1921 г. в Ялтинском курортном районе работа­ло 18 санаториев на 2400 мест. В 1925 г. в бывшем царском имении Ливадия был открыт первый крес­тьянский санаторий, а у подножия Медведь-горы раскинул первые палатки пионерский лагерь «Ар­тек». Вскоре начинается строительство новых здрав­ниц. В 1928 г. в горно-лесной зоне Ялты вступил в строй санаторий «Долоссы».

 

Захват фашистской Германией Крыма осенью 1941 г. прервал курортное строительство. 16 апреля 1944 г. войска Отдельной Приморской армии освободили город. Восстановив то, что было разрушено войной, Ялта строилась и обновлялась.

 

С 1961 г. началось регулярное троллейбусное движение между Симферополем и Ялтой — самая длинная в мире троллейбусная линия. Кстати, летом 2006 года компания ВВС снимала фильм об этой линии как о самой длинной трассе экологически чистого транспорта. Съемки осуществлялись для канала Discovery.