Бахчисарайский дворец Крыма

Бахчисарайский дворец Крыма

 

Начиная с XVI века резиденция всех крымских ханов Гиреев находилась в Бахчисарайском дворце. Это был не только жилой комплекс, но и административный ансамбль, где устраивались парады и празднества, собирались войска и проводились различные мероприятия государственного масштаба.

Первое, на что обращаешь внимание, подходя к замку – две сплетающиеся змеи на воротах – герб Гиреев. Здесь собирались войска перед походами, чтобы услышать напутственные слова правителя.

 

Каждый хан привносил что-то новое в облик дворца, в результате можно было наблюдать сочетание различных культур, хотя изначально он строился по образу дворца султана в Стамбуле. К сожалению, сейчас дворец выглядит иначе, чем при Гиреях, так как 1736 году, когда русские войска захватили Бахчисарай, они сожгли обитель крымских правителей.

После окончания войны дворец был восстановлен, но уже в турецком стиле. Позже во время следующего ремонта дворец вовсе потерял свою «личность», совместив в себе восточный и европейский стили.

 

Нынешняя архитектура дворца поражает своим разнообразием. Из мрачных помещений вдруг попадаешь в открытые, дышащие свежестью и радостью сады с цветами и фонтанами. Не смотря на достаточно темные внутренние помещения, вся постройка очень изящна и легка. Здесь нет ничего монументального и величественного. Создается ощущение, что дворец был построен для создания прохлады, ощущения жизни и радости, ведь даже окна пропускают свежесть и благоухание цветущего сада.

 

Но все же есть во дворце и печальные помещения – гарем. Комната хоть и светлая, но с зарешеченными окнами и запертыми дверями. Раньше здесь стояли статуи наложниц, занятых рукоделием, и страшного евнуха с плетью в руке. Запоминающееся зрелище. Всего в замке располагалось 4 гарема, по числу законных жен хана.

 

Но самое интересное, что привлекает в Бахчисарайский дворец толпы туристов – это «Сельсебиль», или «Фонтан слез», воспетый А.С. Пушкиным. Красива легенда Бахчисарайского фонтана, рассказывающая о невероятной любви хана к наложнице, о его горе после смерти любимой, о том, как по его приказу мастер заставил камень плакать. Это, пожалуй, самая грустная, но и самая светлая легенда Крыма.