Водопад «Козырек»

Недалёко от села Передовое в Байдарской долине находится небольшой, но удивительный по красоте водопад Козырек. Речушка, которая и образует водопад называется Кобалар, что в переводе с тюркского означает «пещера». Ведь недаром так и назвали речку, гроты присутствуют вверху по течению. Самым известным является Фатьма-коба, когда-то служил пристанищем людям во времена мезолита.

Сам ручей Кобалар-Су течет по красочному зеленому ущелью, на котором и создается этот небольшой водопад. Недалеко, если идти вверх ручья находятся еще несколько небольших водопадов — Скользящий и Фатьма. Но, водопад Козырек настолько красивее этих двух водопадов, что редко туристы доходят до двух других. Вода падает с 15 метровой высоты. Водяная завеса создается только весной, а летом от нее становится небольшие тоненькие струйки. Самое удивительное, что можно зайти под водопад, как бы скрывшись под натуральным природным козырьком (откуда и название), дабы рассмотреть мир сквозь струи воды.

Добраться сюда можно двумя способами. Первый вариант более цивилизованный, однако, за вход придется заплатить. Оказавшись на автобусной остановке, шагаем вниз — пройдя мимо магазина, вдоль небольшого скверика. Асфальтная дорога проходит через все село, пройдя последний дом, поворачиваем направо и шагаем вниз, дальше следует грунтовка. Пройдя между сельскими постройками, дорога плавно спускается вниз. Дорога обширная, накатанная. Так что смело можно проехать машиной. Слева увидим лесок. Следуем вдоль его опушки, аж до поляны. Дорога идет на раздвоение. Одна из них «цивилизованная», а другая «контрабандистская». Прямо уходит дорога «цивилизованная», пересекаем небольшой ручей и после поднимаемся через небольшую местную высотку. У подножья склона, возле леса, находится автомобильная стоянка. И рядом находится надпись «Водопад Козырек», вход платный. Вся дорога занимает около 20 минут.

Второй вариант — «контрабандистский». На раздвоении сворачиваем влево и продвигаемся параллельно опушки. Ориентируемся на местный пруд. Как только к нему подошли, поворот направо, через дамбу, попадаем на широкую поляну. Поляну пересекаем по диагонали, пока не появится большая дорога, которая уходит вниз. Идем по дороге, пока не наткнемся на тропинку, которая ответвляется от дороги и уходит в лес. Через несколько сотен метров натыкаемся на речку и идем вдоль реки. На этой речке найдем водопад, порожек небольшой около метра. Места очень живописные, можно сделать несколько фоток. Минут через двадцать выходим к побеленным бордюрам, но с иной стороны, где уже бесплатно. До окончательного пути 5 минут хода.