Чуфут-Кале – пещерный город
- категория: Туризм по Крыму
- 1-09-2013
- просмотров: 32385
Чуфут-Кале – пещерный город-долгожитель, который сохранился лучше всех древних городов в Крыму. Он располагается на плато горного отрога, под которым с трёх сторон простираются долины. Почти до конца XIX столетия здесь топились очаги, шумели домашние животные, ходили люди.
Первое упоминание о крепости Чуфут-Кале принадлежит арабскому географу Абульфеде, датированное 1921 годом.
Вероятно, Аланское княжество, как оно тогда называлось, сложилось в XII – XIII вв.. Здесь преимущественно проживали христиане, но селение в 1299 г. разорил золотоордынский эмир Ногай. Неизвестна точная дата захвата города. Но сохранилась легенда, которую пересказал мусульманский историк Сейид-Мухаммед-Риза, об одном из эмиров Яшлавских и его хитрости. Повелел эмир собрать все музыкальные инструменты, всю медную посуду и, не переставая, колотить в них три дня и три ночи.
«Произведенный шум, точно светопреставление, ошеломил и привел в остолбенение жителей крепости. Они думали, что уже происходит атака, и с оружием в руках трое суток не спали: все караулили в указанных местах, стоя на ногах, точно надгробные памятники. Когда не стало у них мочи, на четвертый день они поневоле все мертвецки заснули. Хитрый мурза, воспользовавшись этим случаем, развернул свое знамя и вместе со своими приверженцами, именитыми татарами, произвел атаку. Скверные гяуры спали и не чуяли нападения татар, которые без боя и сражения овладели ключами означенной крепости».
После завоевания крепости татарами, в 1346 году, здесь строится мечеть. Кстати, в её кладке вторично использовали мраморные капители колонн VI в., которые принадлежали ранее христианскому храму. Чуфут-Кале стала первой столицей Крымского ханства в период его становления и значилась тогда как Кырк-Ор.
В 1459 г., взойдя на престол, Хаджи Девлет-Гирей I определил жителям крепости ряд льгот. Например, в городе имелись иудейская, мусульманская и христианская общины. Хотя чуть позже в качестве христианской общины фигурировала только армянская.
Недолго оставалась крепость столицей, ведь в начале XVI в. строится Бахчисарай, куда и переезжает хан со своей свитой и почти все мусульмане. Уже к началу XVII в. из татар в крепости остались только судья (кадий) и начальник. Хотя, ханы продолжают использовать крепость как склад оружия, тюрьму и убежище на случай междоусобных войн.
Название крепости тоже изменилось: ханы стали называть её просто Кале (т.е. «крепость»), а караимы – Джуфт-Кале (т.е. «Двойная крепость»), исходя из того, что ещё на рубеже XIV – XV вв. они построили Восточную оборонительную стену, которая стала уже второй после Средней стены. Последнее наименование превратилось в Джуфут-Кале, что означало «Иудейская крепость». Это объясняется тем, что в населении тогда преобладали караимы. которые были приверженцами иудаизма.
В 1783 году с караимов сняли запрет на жительство в Бахчисарае. Раньше они могли здесь находиться только до захода солнца и максимально что им позволялось это держать торговые лавки. На ночь же караимы, выполняя указ хана, должны были отправляться домой, чтобы охранять своё селение. А после включения Крыма в состав России, обитатели Чуфут-Кале переселились в Бахчисарай, Евпаторию и Феодосию, продолжив там занятия ремеслом и торговлей. Оставаться на плато, где отсутствовала питьевая вода и остро ощущался недостаток земельных участков, доступных для обработки, в то время, когда есть возможность переселиться в более комфортный город – было бы неразумно.
После опустения город стал одной из основных достопримечательностей ближайших окрестностей Бахчисарая. Даже венценосные путешественники заезжали сюда, чтобы побродить по улочкам старого города, осмотреть пещеры. Караимское общество в 1896 году даже воздвигло дворец для приёма членов императорской семьи. К сожалению, после сноса в 1930 году от него осталась лишь цокольная часть, под которой простираются обширные пещерные помещения.